partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Categories:

Южная Корея, разоблачение чуда (часть 2)

Оригинал взят у ljwanderer в Южная Корея, разоблачение чуда (часть 2)
Земельная реформа и государственное
принуждение крестьян

В конце Второй мировой войны южная Корея была все еще чрезвычайно аграрной страной. До начала 1950-х более чем 75% ее населения жили в сельской местности.

Чтобы противостоять коммунистическому влиянию американские военные власти продолжили внедрять радикальную земельную реформу. Большие земельные угодья, которые отняли у японцев (без какой-либо компенсации) и отнятые у корейских помещиков (с компенсацией), были раздроблены на маленькие участки ( не больше 8 акров), и большинство крестьян стало владельцами такой земли.

Государственное вмешательство было активным и принудительным. Арендная плата, которую крестьяне раньше платили помещикам, была заменена государственными налогами.

Государство принимало излишки сельскохозяйственной продукции, которые раньше отходили помещикам. Государство сделало обязательным для фермеров достижение определенной квоты на производство определенных продуктов. Эта квота должна была поставляться государственным учреждениям по установленной властями цене.

Установленная цена была очень низкой, часто меньше, чем стоимость затрат . Считалось, что "до 1961года, цена, по которой был куплен рис, не покрывала производственные затраты фермеров и оставалась значительно ниже рыночной цены до 1970 года. До 1975 года государственные торговые управления контролировали, по крайней мере, 50% произведенного риса и 90% ячменя, направляемого на рынок"

Таким образом, корейские фермеры были освобождены от власти помещиков и могли обработать свою собственную землю, но они должны были работать на государство.

Вывод № 3: Государство вмешалось деспотическим образом во время внедрения радикальной земельной реформы, в основе которой была конфискация японских земельных владений без компенсации. Земельная реформа была нужна, чтобы подорвать любое коммунистическое движение. Крестьяне были подвергнуты сильному принуждению со стороны государства.

Излишки сельского хозяйства шли на пользу
городам и индустриализации

Установив низкие цены, по которым продукты закупались у фермеров и продавались потребителям, государство субсидировало те социальные сектора, которые были расценены как стратегические, как, например, обширная государственная бюрократия, обеспечивая их дешевой пищей (главным образом - рисом).

А если городские жители, и особенно промышленный пролетариат, могли позволить себе миску риса, то заработная плата могла быть сохранена на очень низком уровне.

Кроме того, налоги, выплачиваемые фермерами, использовались государством, чтобы вложить капитал в инфраструктуру коммуникаций,  в электрификацию и промышленность.
Как заметил J-P Peemans по поводу фермеров "Это никоим образом не была добродетельным способом накопления  благодаря достоинствам рынка, а жестокая форма первоначального накопления, основанная на принуждении, с целью создать ''добродетель'' при помощи силы"

Вывод № 4: государство не позволило рынку определять цены и устанавливало их своей собственной властью.

Вывод № 5: государство ввело высокие налоги для крестьян.
Неолибералы регулярно яростно выступают против государственной налоговой мании: Южная Корея является превосходной иллюстрацией такой мании.


Использование внешней финансовой помощи

Корейские государственные финансы основывались на двух главных источниках поступлений: налоги (преимущественно от фермеров) и американская внешняя помощь.

Следует отметить, что до 1961 года, приблизительно 40% помощи США состояли из американских излишков сельского хозяйства (около 40% предоставленной помощи).
Это, очевидно, не помогало Государственным финансам.

Оставшаяся часть, выплачиваемая в долларах, использовалась, чтобы заплатить за импорт из Соединенных Штатов. Часть этого импорта состояла из средств производства, используемых, для развития страны.

71% государственных инвестиций были сделаны, благодаря помощи США ( до 1961)

Нужно так же учесть военную помощь, которая составляла больше чем 1,500 миллионов долларов США.

Значительная часть помощи вошла в создание дорог, мостов и других инфраструктур, которые использовались для промышленного производства.
Наконец мы должны добавить, что американский экспедиционный корпус во Вьетнаме - в начале 1970-х потреблял 20% южнокорейского экспорта.

Вывод № 6: Южная Корея извлекла выгоду из объемной американской внешней помощи.
Только очень немногие страны получили такие же американские преференции. среди них - Тайвань и Израиль.


Индустриализация при помощи замены импорта

Промышленное развитие в 1950-х было, главным образом, организовывалось для производства товаров, которые должны были заменить импорт  и удовлетворить потребности внутреннего рынка, особенно - пищевая и текстильная промышленности, в 1955 году они составляли 55% промышленного производства. Главное внимание уделялось производству хлопка, сахара и рисовой муки. Обрабатывающая промышленность в 1955 году составляла  только 10% ВВП.

Вывод № 7: В 1950-х Корея проводила индустриализацию, которая должна была заменить импорт; это должно было быть произойти в 1960-х.

Экономическая политика под военной диктатурой
Пака Чон Хи (1961-1979 )


Ли Сын Ман выступает в Конгрессе США
.
Коррумпированная диктатура Ли Сын Мана была свергнута в ходе восстания горожан, начавшегося  в апреле 1960 года по инициативе студентов.

Мощное движение стремительно нарастало, объединяя городские массы под лозунгом «мирное объединение для всей Кореи», который был выдвинут студентами в конце 1960-х.
.
.
Однако, процесс был остановлен переворотом под предводительством генерала Пака Чон Хи, который установил военную диктатуру, которая стала еще сильнее вмешиваться в экономику. Новое правительство национализировало всю финансовую систему, от крупнейшего банка до самой маленькой страховой компании, чтобы превратить ее в свой инструмент в экономике.

С 1962 года структура внешнего финансирования постепенно стала изменяться, но до 1966 года гранты были все еще главным источником поступлений. Соединенные Штаты убедили Корею возобновить экономические отношения с Японией. Япония подписала с Кореей десятилетнее соглашение (1965-1975), которое включало экономическую помощь на сумму 500 миллионов долларов США, 300 из которых был в форме грантов.
.
Пак Чон Хи и президент США Дж.Кеннеди, 1961 год.


Корея получила свою первую ссуду от Всемирного банка в 1962 году и подписала свое первое соглашение с МВФ в 1965 году (это произошло под американским давлением). Готовность корейской диктатуры сотрудничать со Всемирным банком была определена политической, а не экономической программой.

Мэн-Джи Ким (Mahn-Je Kim), который был вице-премьером, министром финансов и министром планирования экономики при диктаторе Чуне Ду Хване в 1980-х, и потом  стал генеральным директором металлургической компании (POSCO), выражал свое удовлетворение  превосходными отношениями правительства со Всемирным банком и благоприятно оценивал диктатуру.
Он писал, что Банк помог диктатору Парку получить поддержку в своей стране, а также на международном уровне: “Такое признание со стороны Банка - самой авторитетной международной организации развития в мире - положительно влияло на международные отношения Кореи, но было еще более важным внутри страны. Это обеспечило сильное и убедительное оправдание существования диктаторского правительства, занятого развитием экономики, в глазах  корейской общественности ” .

Это было очевидное участие Всемирного банка в существовании диктатуры.

Генерал Пак Чон Хи пытался получить большую самостоятельность от Вашингтона в отношении экономической политики.

Обращение к кредитам Всемирного банка, начиная с 1962 года, и дальше - к кредитам частными иностранных  банков - с 1967 года, было частью этого стремления  постепенно уменьшить зависимость Кореи от финансирования американским правительством.

Это также удовлетворяло Вашингтон, так как в 1963 правительство США начало принимать меры, чтобы ограничить отток долларов из США.

Вывод № 8: Всемирный Банк поддерживал диктатуру Пак Чон Хи. Диктатор использовал эту поддержку, чтобы укрепить свое положение и в стране и на международной арене.

Генерал Пак Чон Хи проводил ускоренную политику индустриализации, при очень строгом планировании.

Первый пятилетний план был начат в 1962 году. Корея заняла стойкую протекционистскую позицию относительно своего сельскохозяйственного производства (запрет на рисовый импорт)  и промышленного производства.

В середине 60-х в Корее уже было много производств, ориентирующихся на конечного потребителя, поставляющих свою продукцию на внутренний рынок и на экспорт, завоевывая свою долю на мировом рынке. Эти отрасли промышленности массово использовали   дешевую рабочую силу, которая занималась сборкой деталей, импортированных из-за границы.

Диктатура стремилась радикально усилить процесс индустриализациив  путем  замены импорта. Корея попыталась произвести продукты, которые она до сих пор импортировала. Чтобы достигнуть этой цели, начиная с конца 1960-х, Корея сконцентрировалась на развитии тяжелой промышленности ( сталелитейной), отраслей, производящих средства производства (станки, сборочные конвейеры, турбины, и т.д.), а также нефтехимической промышленности.
Правительство Пака хотело экспортировать произведенные товары.

Государство одобрило развитие чеболей, обширных конгломератов, объединяющих множество частных компаний, отобранных Паком для того, чтобы они встали во главе новой промышленности.

Эти чеболи теперь известны во всем мире: Samsung, Hyundai, Lucky Goldstar, Daewoo, Kia, и т.д.
Год за годом они извлекали выгоду из довольно существенной и фактически бесплатной финансовой помощи государства.
.
.
Правительственные займы или заимствования банков (по рыночной цене), главным образом, от американских банков, до того как с 1970-х  это почетное место заняли японские банки, предоставили чеболям фактически неистощяемый источник поступления  капитала по очень низким процентным ставкам, если не в убыток для дающей стороны.
К этому нужно еще добавить прямые государственные субсидии .

Управление экономикой страны осуществлялось через Управление по экономическому планированию, которое правило железной рукой. Пятилетние планы следовали друг за другом.
Во время первого пятилетнего плана (1962-1966) приоритет был отдан развитию энергетики, удобрений и цемента.
Второй (1967-1971) был направлен на производство синтетических волокон, нефтехимической промышленности и электроприборов.
Третий (1972-1976) сосредоточился на сталелитейной промышленности, транспорте, бытовой технике и судостроении.

Вывод № 9: государство жестко планировало экономическое развитие.
В некотором смысле это было государство, которое создало корейский капиталистический класс.


Неохотная поддержка Всемирным банком

Сначала Всемирный банк считал намерение Кореи развивать тяжелую промышленность  преждевременным и пытался отговорить от этого власти. Но столкнувшись с настойчивостью Сеула и стремясь сохранять свое влияние в стране, Всемирный банк изменил тактику и поддержал политику индустриализации замены импорта.
Нужно упомянуть, что это произошло когда Макнамара(McNamara) стал президентом Всемирного банка (1968), его главный экономист Холлис Ченери(Hollis Chenery) не был  против использования модели замены импорта развивающимися странами.

Корея аргументировала следующим образом:

  • 1) у нас должна быть тяжелая промышленность (сталь, нефтехимические вещества)  производство средства производства, чтобы мы могли самостоятельно  обеспечить свою легкую промышленность, уменьшить импорт и улучшить наш платежный баланс;

  • 2) на мировом рынке страны конкурента могут быстро выиграть долю рынка от нас, произведя те же самые товары по более низкой цене при помощи более низкооплачиваемого труда, чем наш. Мы должны поэтому иметь тяжелую промышленность, чтобы расширить ассортимент экспортной продукции за счеты выпуска товаров с более высокой  добавленной стоимостью, которые будут содержать больше компонентов, произведенных внутри страны. Другим странам придется нелегко в конкуренции с нами в этой области;

  • 3) в дополнение к развитию тяжелой промышленности, мы собираемся наращивать темпы в области новых технологий и  увеличить инвестиции в высшее образование и научные исследования;

  • 4) вначале наша тяжелая промышленность не будет конкурентоспособна по сравнению с иностранными конкурентами, которые могут получить доступ к нашему внутреннему рынку, таким образом, мы должны защитить наши молодые отрасли промышленности и закрыть наши границы от иностранной конкуренции;

  • 5) государство должно использовать государственные деньги, чтобы финансировать и всем этим управлять .


В середине 1970-х, когда Корея была на пути к развитию сильного сектора тяжелой промышленности, Всемирный банк еще раз высказал свои сомнения относительно выбранной стратегии, почувствовав, корейское повышенное честолюбие, и предложил стране сократить свои усилия в этом направлении. Однако, корейские власти принимали решения, не следуя этим рекомендациям.

Самой драматической иллюстрацией этой политики была программа  развития тяжелой промышленности в период 1977-1979 гг. В течение двух лет 80% всех государственных инвестиций были направлены именно туда.
Такое финансирование вызвало огромное увеличение задолженности государственной,  частных компании и банков, а также иммобилизацию всех пенсионных фондов с принудительным использованием частных сбережений .

Мэн-Джи Ким (Mahn-Je Kim) дипломатически и с намеком на иронию описывает отношение к  этому экономистов Всемирного Банка начале 1980-х: «Необходимо отметить гибкость экономистов Всемирного банка. Они были типичными  неоклассическими  экономистами, и они значительно способствовали  идеологической обработке корейских чиновников  идеалами свободного рынка. Экономисты Банка в целом не были догматичны и знали, как согласовать принципы учебника с реальными ограничениями” .

Вывод № 10: Южная Корея не придерживалась рекомендаций Всемирного банка.

Продолжение следует


Tags: Капитализъм, Корея, информационные войны, миромодераторы, мифы и мифотворчество, не надо питать иллюзий, не удобная история, экономическое чудо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments