partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Витебский театр имени Якуба Коласа чествует гитлеровцев на деньги госбюджета

Оригинал взят у micha1520 в Витебский театр имени Якуба Коласа чествует гитлеровцев на деньги госбюджета
9 марта этого года актёры витебского Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, государственного учреждения, посетили могилу одного из самых плодовитых нацистских публицистов времён оккупации Франтишка Олехновича (1883–1944).



В 1942–1944 годах Олехнович был главным редактором пропагандистской газеты «Беларускі голас» («Biełaruski hołas»), издаваемой латинским шрифтом. На её страницах мы встречаем хвалы «правадыру Нямеччыны Адольфу Гітлеру», звериный антисемитизм, русофобию и полонофобию, похвальбы «новому порядку» и оккупационному режиму — традиционный набор для коллаборационистской прессы. Печатался Олехнович и в одиозной «Беларускай газеце».



В своих воспоминаниях, опубликованных ещё при жизни в оккупационных изданиях, «выдатны дзеяч» не скрывал своей ненависти к «жыдзюкам»:

«Праз гэтыя апошнія дні, якія я патраціў на сваю падарожжу, Коўня яшчэ больш перамяніла свой вонкавы выгляд. На вуліцах поўна бальшавіцкага войска і — жыдзюкоў. Божа! Колькі іх тут! Ці затрымаешся, каб спытацца, як прайсьці на нейкую вуліцу, ці пачнеш таргавацца з хурманшчыкам, — усюды навокал цябе цікаўныя, што нахальна глядзяць у вочы, маладыя сыны Ізраіля, што напіраюць на цябе. Адчуваеш сябе як ува сьне, калі хочаш уцякаць ад нейкага страхацьця, а яно цябе не пускае, а ногі непаслухмяныя, ня маюць сілы адпіхнуць жудасьці; крычаць хочаш, а з горла вырываецца толькі цяжкі стогн. Але ад сну прачынаешся, а тут сон не спыняецца: усюды, на кажнай вуліцы, у кажным завулку ты бачыш сьпічастыя бальшавіцкія шапкі і жыдзюкоў, жыдзюкоў, жыдзюкоў… Куды падзецца?»

Этот предатель ещё подольёт масла в огонь Холокоста на страницах своей газетёнки, разжигая ненависть и прославляя «фюрера»…

Олехнович признавался, что его переполняла радость, когда он услышал о начале войны и о том, что бомбардировщики люфтваффе летят громить советские города:

«Цяпер мне стала ясна. Цяпер я паверыў. З радасьці я нават забыўся спытацца жыдка, хто ён і ад імя каго дае мне загад. Ці ня ўсё роўна? Самае важнае — вайна! Канец маіх мукаў, канец бадзячага жыцьця, я буду магчы вярнуцца ў сваю хату і жыць як чалавек. Ужо чырвоная нечысьць не дасягне мяне <…> Паявіліся на небе самалёты. Гэта былі нямецкія самалёты! Зь якой радасьцяй я ім прыглядаўся! Неўзабаве пачуліся гукі выбухаў. Гэта было для мяне найпрыгажэйшай мэлёдыяй, якую я чуў у сваім жыцьці… »

Националистическая историография, стремясь «отбелить» пособника нацистов, наплела мифы о том, что тот, дескать, в глубине души немцев не любил, состоял членом «Беларускай незалежніцкай партыі» (которая была такой «нелегальной» и «незалежніцкай», что курировалась абвером и готовила диверсантов батальона Дальвитц под руководством СС; источник: Piotrowski Т. Poland‘s Holocaust: Ethnic Strife, Collaboration with Occupying Forces and Genocide in the Second Republic, 1918-1947. London, 1998. P. 155), и якобы застрелен он был самими немцами, чему нет никаких подтверждений, кроме домыслов беглых полицаев. Отдельный предмет воздыханий — «мученичество» Олехновича, пострадавшего от сталинских репрессий в 1920-1930-х годах. Легендарного партизанского командира Василия Коржа и белорусского поэта Кузьму Чёрного пытали в застенках НКВД, семью подпольщика Константина Заслонова раскулачили и выслали на Кольский полуостров, отца Героя Советского Союза Петра Машерова расстреляли, оба родителя пионера-героя Марата Казея были репрессированы (впоследствии мать, оказавшись в оккупации, прятала у себя раненных партизан, за что была повешена немцами в 1942-м), пыткам и избиениям подвергались будущие маршалы Победы Константин Рокоссовский и Кирилл Мерецков. Но эти люди не испытывали радости от гула геринговских самолётов и их души не грели пожары мирных городов. Они просто защищали свою Родину и будущее своего народа.

3 марта 1944 года Олехнович был застрелен в Вильнюсе (по одной версии советскими, по другой — польскими партизанами). Последний раз его пьесы ставились в Беларуси в 1943-м. Но Витебский национальный академический драмтеатр решил возродить славные традиции рейхскомиссариата Остланд и теперь на главной сцене города (!) ставят пьесу нациста «Тень мысли нашей…», чтобы, как пишут на официальном сайте заведения, «обратить внимание общественности на имя драматурга и его творчество, содействовать его возвращению в белорусскую культуру». По-видимому, возродить хотят ненависть к «жыдзюкам» и ностальгию по бомбардировкам детдомов, школ, больниц, жилых кварталов Минска. Такую нелёгкую миссию взяла на себя ведущий мастер сцены театра Нина Обухова. В спектакле «расово верного» драматурга играют актёры Наталья Аладко Георгий Лойко, Ульяна Атясова, Роман Соловьёв.



Неудивительно, что сотрудники Витебского национального академического театра нашли взаимопонимание с «Таварыствам беларускай культуры ў Літве», которое помогло организовать постановку пьесы в Вильнюсе. Это «Таварыства» занимается организацией встреч с Зеноном Позняком, с белорусскими наёмниками, поехавшими на Донбасс «набираться опыта» для «свержения диктатуры», называет создание белорусского гитлерюгенда в 1943 году (СБМ) «наиболее славным моментом нашей истории», а палача Вильгельма Кубе представляет как человека, который хотел передать управление оккупированной территорией «из немецких рук в руки белорусов». Кроме того, эта почтенная организация обращается к мировой общественности с призывом «не признавать диктатора Лукашенко и его хунту», рассуждает о возможности «люстрации» чиновников.

И с этими «спадарами» плотно сотрудничает государственное учреждение за деньги, выделяемые из бюджета Республики Беларусь. Неплохой выбор администрации театра, не правда ли?

Tags: Баварское, Белая Русь, бульбоперемога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments