И он до сих пор не отменен, несмотря на огромный ущерб, который он нанес России после его принятия. Документ, аналогичный бандеровской десоветизации, польской программы сноса памятников советским войнам и пр. Документ, в котором признается ответственность нашей страны за геноцид и Вторую мировую войну. Документ был разработан Советом по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.
Вторая - обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения. Если даже только часть предлагаемой программы - установка памятников жертвам тоталитаризма в городах и в местах их захоронений, создание музейно-мемориальных комплексов будет осуществлена - уже одно это дополнительно повысит морально-политический авторитет нынешнего руководства страны.
Третья - укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего "соцлагеря" - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер. Но при этом она должна быть инициирована Россией, как наиболее пострадавшей из стран, переживших тоталитаризм.

Возможные издержки от осуществления этой программы можно с лихвой компенсировать обращением к лучшему, что было в российской истории - например, к блистательной эпохе, начавшей с Екатерины II и закончившейся в 1917 г. Но продолжавшейся в неимоверно трудных условиях и в ХХ веке. Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры.
Конкретные направления программы:
Необходимо увековечить память о погибших; в частности необходимо провести массовую установку обелисков и иных знаков памяти как в местах захоронения жертв тоталитарного режима, так и в городах и селениях, где их арестовывали и откуда их вывозили. Необходимо развернуть государственно-общественную программу содействия розыску и определению мест захоронения жертв репрессий. Этой программе, как и программе установки знаков памяти, следует с самого начала придать международный характер: она должна стать общей для всех стран СНГ и Балтии, а, возможно, и для других стран, входивших в "соцлагерь". Все были жертвами, и среди палачей тоже были представители всех народов.
Необходимо, наконец, рассекретить архивы с тем, чтобы перестать скрывать от самих себя страшную правду о злодеяниях, которые творились у нас в стране. Скрывая всем известную правду, мы сами себя позорим и ассоциируем с тоталитарным режимом.
* * *
Чтобы поддержать и закрепить результаты, достигнутые вышеперечисленными первоочередными мерами, необходимо также, возможно, на втором этапе:
Необходимо создать действенный механизм реализации предложенной программы, если, разумеется, она будет принята (см. Приложение 9).
Реализация данной программы в полном объеме желательна и необходима в сотрудничестве с другими государствами, возникшими на постсоветском пространстве. При этом важно, чтобы инициатором совместных программ была именно Российская Федерация - не только как государство-продолжатель Советского Союза, но и как страна, наиболее пострадавшая от репрессий советского периода.
А вот те, кто занимался сочинением этого документа:
Данные предложения были подготовлены Рабочей группой Совета по исторической памяти и переданы Президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге. Фактически это только план программы, указывающий основные направления ее развития. Многие пункты программы нуждаются в детализации, ряд предложений требует закрепления нормативными документами. Рабочая группа приглашает к сотрудничеству по развитию программы всех по-настоящему заинтересованных этой темой экспертов.
Без освоения общественным сознанием трагического опыта России в XX веке представляется невозможным движение российского общества к реальной модернизации.
Исторический опыт показывает, что модернизация может быть успешной только в том случае, когда и национальная элита, и все общество едины в общем гражданском чувстве ответственности перед историей. А это чувство, чувство ответственного хозяина страны, в свою очередь немыслимо возродить, скрывая - не столько от внешнего мира, сколько от самих себя - правду о том, что наш народ сделал сам с собой в XX веке. Сокрытие правды о прошлом лишает нас возможности национального самоуважения, без которого мы никогда не создадим предпосылки для истинного патриотизма; а, значит, и разговоры о модернизации останутся благими намерениями.
Одним из важнейших путей преодоления взаимного отчуждения народа и элиты, является полное признание российской катастрофы XX века, жертв и последствий тоталитарного режима, правившего на территории СССР на протяжении большей части этого века. "Тоталитаризм пытался посягнуть на российскую открытость, и это грозило либо манией исключительности, либо комплексом самоуничижения, - отмечал в 1996 году первый Президент России Б.Н.Ельцин. - Демократия предохраняет от этой опасности. Оберегая свободу и открытость, она обеспечивает возможность народу "самому быть"". Только признание пагубности тоталитаризма может стать фундаментом для подъема общества и страны.
Цели программы:
Первая и главная - модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима. Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну. При этом - с главным акцентом не на обвинении тех из наших предков, кто творил геноцид, разрушение веры и морали, а на почтении и увековечении памяти жертв режима. Окончание гражданской войны, развязанной в 1917 г.
Вторая - обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения. Если даже только часть предлагаемой программы - установка памятников жертвам тоталитаризма в городах и в местах их захоронений, создание музейно-мемориальных комплексов будет осуществлена - уже одно это дополнительно повысит морально-политический авторитет нынешнего руководства страны.
Третья - укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего "соцлагеря" - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер. Но при этом она должна быть инициирована Россией, как наиболее пострадавшей из стран, переживших тоталитаризм.
Четвертая - укрепление международного престижа страны. Осуждение Президентом тоталитарного режима, преклонение колен Премьер-министром перед Катынским крестом уже сыграли очевидную позитивную роль. Признав, что вся Россия - "большая Катынь", начав оказывать знаки уважения жертвам тоталитарного режима самостоятельно, добровольно, без принуждения, страна может только вызвать к себе уважение со стороны всех нормальных людей и народов.
Возможные издержки от осуществления этой программы можно с лихвой компенсировать обращением к лучшему, что было в российской истории - например, к блистательной эпохе, начавшей с Екатерины II и закончившейся в 1917 г. Но продолжавшейся в неимоверно трудных условиях и в ХХ веке. Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры.
Конкретные направления программы:
Необходимо увековечить память о погибших; в частности необходимо провести массовую установку обелисков и иных знаков памяти как в местах захоронения жертв тоталитарного режима, так и в городах и селениях, где их арестовывали и откуда их вывозили. Необходимо развернуть государственно-общественную программу содействия розыску и определению мест захоронения жертв репрессий. Этой программе, как и программе установки знаков памяти, следует с самого начала придать международный характер: она должна стать общей для всех стран СНГ и Балтии, а, возможно, и для других стран, входивших в "соцлагерь". Все были жертвами, и среди палачей тоже были представители всех народов.
(В перспективе программа могла бы иметь и более широкий общеевропейский характер: вся Европа была жертвой, вся Европа виновна в трагедиях ХХ века - в двух мировых войнах, в двух тоталитаризмах, в тяжелейшем, не преодоленном до конца расколе).
Необходимо оказать поддержку живущим среди нас жертвам репрессий; их осталась горстка, но несправедливость, совершенная по отношению к ним, должна быть искуплена.
Необходимо, наконец, рассекретить архивы с тем, чтобы перестать скрывать от самих себя страшную правду о злодеяниях, которые творились у нас в стране. Скрывая всем известную правду, мы сами себя позорим и ассоциируем с тоталитарным режимом.
Думается, общество к реализации такой программы готово. Почитание памяти павших может вызвать к жизни не эрзац, а реальное массовое патриотическое движение. Особенно важно привлечь к этому движению молодежь.
* * *
Перед страной и ее руководством в перспективе стоят базовые задачи, выполнение которых, несомненно, будет иметь историческое значение. Решение этих задач, как правило, не может иметь одномоментного характера. Сама постановка проблем потребует определенной последовательности действий. Соответственно, и совокупность действий, направленных на осмысление и преодоление трагического прошлого, уже на первом этапе можно разбить на две категории: первоочередные шаги, являющиеся ключевыми для решения проблемы в целом, и сопутствующие этим шагам и подкрепляющие их меры.
К первоочередным шагам, обеспечивающим увековечение памяти погибших и выполнение нравственного долга перед живыми, относятся:
- Издание Указа или Закона, предусматривающего создание во всех крупных городах и крупных населенных пунктах (по крайней мере, до уровня райцентров) памятников жертвам репрессий; содействие через СМИ и иные каналы созданию массового поискового движения, которое выявляло бы имена жертв, искало места захоронений, участвовало в установлении памятников; широкое привлечение к этому движению молодежи (опыт таких движений существует у наших соседей, но база для него есть и в России); создание общественно-государственных благотворительных фондов, финансирующих увековечение памяти жертв.
- Создание как минимум двух общенациональных мемориально-музейных комплексов рядом с обеими столицами и монументального памятника жертвам в центре Москвы.
- Выработка и принятие единой государственной программы создания Книг памяти жертв тоталитарного режима и создание на их основе Единой базы данных "Жертвы тоталитарного режима в СССР".
- Совершенствование механизмов социальной поддержки живущих в России жертв репрессий.
Эти меры должны подготовить политико-правовую оценку преступлений прошлого - в форме официальной декларации от имени как исполнительной, так и законодательной власти, а также, вероятно, в форме авторитетного юридического решения, квалифицирующего преступные деяния в соответствии с нормами права. Отсутствие такой оценки является важнейшим препятствием для "детоталитаризации" российского общественного сознания.
Возможно, уже сейчас стоит переименовать странновато звучащий День народного единства в "День памяти жертв гражданской войны и национального примирения". Т.е. окончания длившейся почти целый век гражданской войны. Такое переименование тем более логично, что и события 1612 года символизировали конец "смуты", то есть фактически были окончанием гражданской войны.
Чтобы поддержать и закрепить результаты, достигнутые вышеперечисленными первоочередными мерами, необходимо также, возможно, на втором этапе:
- завершить процесс юридической реабилитации граждан, осужденных по политическим мотивам в разные периоды советской истории (см. Приложение 5);
- принять Закон о топонимике, запрещающий увековечивать в названиях населенных пунктов, улиц, площадей и т.д. память лиц, несущих ответственность за массовые репрессии и другие тяжкие преступления против прав и свобод граждан (см. Приложение 6);- создать современные курсы отечественной истории для средней школы, свободные от старых и новых мифологем, сочетающие системность и историзм изложения с отчетливой нравственной, правовой, гражданской и политической оценкой событий (см. Приложение 7);
- поощрять и поддерживать научные исследования по отечественной истории; с этой целью облегчить доступ исследователей к архивным материалам. Для продвижения достоверной информации о прошлом в общественное сознание обеспечить оцифровку и интернет-публикацию важнейших исторических документов ХХ века из государственных и ведомственных архивов (см. Приложение 7);
- стимулировать и повсеместно развивать музейную работу, направленную на освещение трагических страниц советской истории.
Необходимо создать действенный механизм реализации предложенной программы, если, разумеется, она будет принята (см. Приложение 9).
Реализация данной программы в полном объеме желательна и необходима в сотрудничестве с другими государствами, возникшими на постсоветском пространстве. При этом важно, чтобы инициатором совместных программ была именно Российская Федерация - не только как государство-продолжатель Советского Союза, но и как страна, наиболее пострадавшая от репрессий советского периода.
А вот те, кто занимался сочинением этого документа:
Михаил ФЕДОТОВ - Советник Президента РФ по правам человека - Председатель Совета
Валерий АБРАМКИН - Директор региональной общественной организации "Центр содействия реформе уголовного правосудия"
Светлана АЙВАЗОВА - Главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук
Людмила АЛЕКСЕЕВА - Председатель Московской Хельсинкской группы
Лев АМБИНДЕР - Президент некоммерческой организации благотворительного фонда "Помощь"
Александр АУЗАН - Президент Института национального проекта "Общественный договор"
Сергей ВОРОБЬЁВ - Сопредседатель Некоммерческого партнёрства менеджеров и предпринимателей "Клуб 2015"
Светлана ГАННУШКИНА - Председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие"
Валентин ГЕФТЕР - Директор автономной некоммерческой организации "Институт прав человека"
Алексей ГОЛОВАНЬ - Исполнительный директор региональной общественной организации "Благотворительный центр "Соучастие в судьбе"
Георгий ДЖИБЛАДЗЕ - Президент автономной некоммерческой организации "Центр развития демократии и прав человека"
Даниил ДОНДУРЕЙ - Главный редактор некоммерческого партнерства "Редакция журнала "Искусство кино"
Иван ЗАСУРСКИЙ - Президент Ассоциации Интернет-издателей, главный редактор Интернет-издания "Частный корреспондент"
Кирилл КАБАНОВ - Председатель Национального антикоррупционного комитета
Сергей КАРАГАНОВ - Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
Борис КРАВЧЕНКО - Генеральный секретарь Общероссийского объединения профсоюзов "Конфедерация труда России"
Сергей КРИВЕНКО - Член правления международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", координатор общественного движения "Гражданин и армия"
Ярослав КУЗЬМИНОВ - Сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики
Ида КУКЛИНА - Член координационного совета Союза комитетов солдатских матерей России
Владимир ЛЕГОЙДА - Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, Председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности "Фома Центр", главный редактор журнала "ФОМА"
Сергей ЛИТОВЧЕНКО - Исполнительный директор межрегиональной общественной организации "Ассоциация менеджеров"
Фёдор ЛУКЬЯНОВ - Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике"
Татьяна МАЛЕВА - Директор автономной некоммерческой организации "Независимый институт социальной политики"
Тамара МОРЩАКОВА - Судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке, советник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Елена НИКОЛАЕВА - Председатель попечительского совета некоммерческого фонда "Национальный фонд развития здравоохранения".
Дмитрий ОРЕШКИН - Ведущий научный сотрудник Института географии Российской академии наук, политолог и публицист
Эмиль ПАИН - Директор Центра этнополитических и региональных исследований
Елена ПАНФИЛОВА - Директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Россия"
Леонид ПОЛЯКОВ - Заведующий кафедрой общей политологии Государственного университета - Высшей школы экономики
Мара ПОЛЯКОВА - Председатель правления региональной общественной организации "Независимый экспертно-правовой совет"
Борис ПУСТЫНЦЕВ - Председатель Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации "Гражданский контроль"
Алексей ПУШКОВ - Автор и ведущий аналитической программы "Постскриптум"
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ - Журналист, обозреватель "Российской газеты"
Алексей СИМОНОВ - Президент некоммерческой организации "Фонд защиты гласности"
Светлана СОРОКИНА - Тележурналист
Сергей ЦЫПЛЕНКОВ - Исполнительный директор отделения международной неправительственной Гринпис России
Гарий ЧМЫХОВ - Председатель Общественной палаты Калининградской области, первый вице-президент регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области"
Ирина ЧУГУЕВА - Первый заместитель председателя Хабаровского краевого историко-просветительского общественного движения "Мемориал", член совета при Губернаторе Хабаровского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
Игорь ЮРГЕНС - Председатель Правления Института современного развития (ИНСОР)
Ирина ЯСИНА - Председатель экспертного Совета негосударственного учреждения "Клуб региональной журналистики".
---------------------------------------- --------------------
Как видим, масштаб задуманного у них огромен. СССР виновен перед миром. Сталин хуже Гитлера и пр. Солженицын наше все и т.д. Программа эта не отменена и реализуется без рекламы и помпы. Например, музеи репрессий уже есть. Монумент жертвам т.н. репрессий уже монтируется и будет торжественно открыт осенью.
Остается только поражаться бесстыдству и безмозглости правящей элитки РФ, которая принимает и реализует откровенно антироссийские программы
----------------------------------------
Как видим, масштаб задуманного у них огромен. СССР виновен перед миром. Сталин хуже Гитлера и пр. Солженицын наше все и т.д. Программа эта не отменена и реализуется без рекламы и помпы. Например, музеи репрессий уже есть. Монумент жертвам т.н. репрессий уже монтируется и будет торжественно открыт осенью.
Остается только поражаться бесстыдству и безмозглости правящей элитки РФ, которая принимает и реализует откровенно антироссийские программы