partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

эффекты второго порядка

Оригинал взят у avva в эффекты второго порядка
Законы, предписания, да и просто экономические решения - выход продукта на рынок, скажем - создают структуру выборов и предпочтений. А потом начинает действовать "человеческий фактор" - люди реагируют на созданные для них условия и пытаются маневрировать так, чтобы вышло в их пользу; изменившееся поведение людей меняет ситуацию, и приводит к непредвиденным последствиям, "эффектам второго порядка". В этом нет ничего умного, это тривиально. В одной компании решили давать премии программистам за количество строк написанного кода. В результате программисты стали писать код так, чтобы вышло как можно больше строк за счет всяких ухищрений, а не за счет настоящей продуктивности (которая в любом случае необязательно соответствует размеру кода). Это типичный эффект второго порядка.

Многие примеры эффектов второго порядка банальны и очевидны; но далеко не все таковы. Полезно всегда помнить о том, что люди - не марионетки, в точности следующие предположениям экономической модели; они всегда будут стараться повернуть дело в свою пользу, причем часто способом, который создателю модели и в голову не пришел. Полезно всегда помнить об эффектах второго порядка.

Один из самых интересных комментариев, которые мне попадались в последнее время, написал пользователь jerf в дискуссии на сайте Hacker News. Разговор шел о кабелях HDMI, которые вопреки всякой логике не поставляются часто в коробке вместе с телевизором. В результате покупатель в магазине докупает кабель за $20-$50, и это еще в лучшем случае, если он не клюет на наживку мошенников-производителей "элитных кабелей", типа Monster Cables за $400. На самом же деле отличный HDMI-кабель легко купить долларов за пять в сетевых магазинах; но клиенту нужно, чтобы его новый телевизор заработал сразу, вот он и докупает на месте.

Почему производитель телевизора не кладет кабель в коробку? Это обошлось бы ему где-то в $2, а покупателям сэкономило бы кучу денег; почему конкуренция с другими производителями не приводит к этому результату? Эффект второго порядка, объясняет jerf (англ.). Предположим, Самсунг начал бы поставлять HDMI-кабель вместе с телевизором, и даже не повысил бы цену, смог сам абсорбировать этот расход. Что тогда? Телевизоры попадают в сети магазинов электроники, типа BestBuy, и там тут же замечают, что клиенты перестают докупать кабели за $20-$50, или даже совсем мошеннические за $400 - а BestBuy на всех этих покупках получал свою немалую долю прибыли. BestBuy не может позволить себе потерять столько денег; чтобы возместить убыток, они повысят цену на телевизоры Самсунг, или вообще перестанут их продавать - потому что по повышенной цене они все равно не смогут конкурировать с другими марками (а конкуренция на этом рынке жесточайшая). Что мы имеем в итоге? Самсунг попробовали улучшить свой продукт для покупателя, а в итоге потеряли кучу продаж и денег. Вот поэтому они и не кладут кабель в коробку с телевизором. Эффект второго порядка.

Я недавно прочитал книгу, целиком посвященную дорожному движению - в ней есть главы про планирование шоссе, про пробки, про сравнительный риск разных автомобилей и других факторов, про то, как в Швеции переходили с левостороннего движения на правостороннее и про многое другое. Это не серьезное исследование, а скорее набор огромного количества занимательных фактов (так что даже утомляет в итоге). В этой книге эффекты второго порядка встречаются чуть ли не на каждой странице. Но самый простой пример там, и тот, что мне запомнился лучше всех - это пример опасных дорог. Предположим, есть дорога с опасным поворотом, вокруг холма или другого препятствия: видимость никакая, дорога узкая, знаков нет, дополнительной полосы на обочине тоже нет итд. итд. - опасное место. Так вот, исследования показали, что бывает, в таких случаях попытки сделать дорогу менее опасной приводят к неприятным результатам. Скажем, угол поворота чуть сравняли, видно стало дальше, поставили дорожные знаки, расширили и добавили краевые полосы, колдобины убрали и закатали свежее покрытие... в итоге водители стали на этом участке ездить намного увереннее и быстрее, и разбиваться чаще. Аварий стало больше, и смертей больше. Вот такая штука - эффект второго порядка.

Tags: логика второго порядка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments