partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Category:

«Черный квадрат» Казимира Малевича

Правящие классы использовали подмену смыслов веками.
Знакомы ли современные "ценители" с первоисточником?

https://pereklichka.livejournal.com/1634327.html



21 июня 1915 года Казимир Малевич закончил свою самую знаменитую работу «Черный квадрат». Она ныне прославлена во всем «цивилизованном» мире. Никакие другие картины не в состоянии сравниться с ней. Человек, хоть чуть-чуть интересующийся искусством, может никогда и не слышать фамилии автора, но «Черный квадрат» вспомнит всенепременно.

24 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на стене дома (Исаакиевская площадь), в котором жил сей художник, была открыта мемориальная табличка, нет не с изображением Малевича, но опять со все тем же «Черным квадратом» и немногими словами из биографии. «Черный квадрат» поглотил личность своего создателя.

Картина «Черный квадрат» специально готовилась к футуристическая выставка картин «0,10», прошедшей в художественном бюро Надежды Добычиной (дом Адамини) на Марсовом поле в Петрограде в 1916 году. Причем «Черный квадрат» был выставлен в «красном углу», где у православных христиан всегда находятся иконы.

Символика революции возникает до ее начала. Затем эти символы воплощаются и реализуются. Далеко не случайно художник Александр Бенуа подметил: «Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».

Собственно, у Малевича был далеко не один только «Черный квадрат», но и «квадраты» иных цветов. Да и «Черные квадраты» рисовали еще задолго до рождения самого Казимира Севериновича. Но «Черный квадрат» составляет вместе с «Черным крестом» и «Черным кругом» некий триптих, являющийся прямой антитезой Пресвятой Троице. Сам Малевич называл «Черный квадрат» «иконой нашего времени».

[Spoiler (click to open)]Если «Черный крест» достаточно несложно соотнести с антиобразом Сына Божьего, то «Черный круг» сочетается только с пародией на Бога-Отца (через символику «Всевидящего Ока» и др.). Следовательно «Черный квадрат» – это «хула на Духа Святого», которая «…не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф. 12, 31-32).

Давайте предоставим слово самому К. С. Малевичу: «Бог рассыпался духом, дух стремится обратно в свое бытие или небытие, для этого создает целый мир орудий всевозможных знаков, через что хочет войти в небо; собираются армии молящихся, для атаки вожди подымают флаги, кресты и другие знаки духовного совершенства; но тут происходит ошибка, искажение духовного действа действительности, неверное преломление духовного действа в себе, в материальном действе реальной действительности. Духовное действо в себе никуда не стремится и не видит нигде ни Бога, ни неба, ибо оно небо и Бог, но, преломляясь в разуме материального, обращает всё от себя, вместо того, чтобы всё действие знаков обратить к себе, ибо я действительное небо, откуда бы ни смотрел; Марс находится в небе, но с Марса и Земля в небе. Следовательно, откуда бы я ни бросался, я упаду в себя, – небо и всякое другое небо всегда станет стеною, отбрасывающей меня к себе.

…все пути как духовные совершенства истощаются; происходит впечатление или действительность движения инерции толчка некогда сильного удара; над духовностью повисло что-то другое, дух как сила определилась сложением целостного мироздания духовного материализма, в нем как бы завершается совершенство дышащего мира. Наступает момент, что мир этот кончается, формы его дряхлы, изношены. Наступает новый <мир>, его организмы без-душны и без-разумны, безвольны, но могущественны и сильны. Они чужды Богу и церкви и всем религиям, они живут и дышат, но грудь их не раздвигается и сердце не бьется, и переселившийся мозг в их тело движет их и себя новой силой; пока этой силой, заменившей дух, я считаю динамизм (хотя под этим словом, может быть, полагают что-либо другое). Мозг уже прячется в другую скорлупу, и череп его уже держат какие<-то> цепкие стальные щипцы, разливая влагу его в миллионы новых совершенств мира» (Из письма М. О. Гершензону от 21 декабря 1919).

И интересно, что сам Казимир Малевич часто рассуждал в стиле а-ля гностики как «психик» пробалтывался: «Мир мяса и кости ушел в предание старого ареопага. Ему на смену пришел мир бетона, железа. Железо-машинно-бетонные мышцы уже двигают наш обновляющийся> мир. Мы – молодость XX века – среди бетона, железа, машин, в паутине электрических проводов, будем печатью новой в проходящем времени.

Закуйте лицо в бетон, железо, чтобы на стенах святых масок мышцы лица были бы очертаниями новой мудрости, среди прошедшего и будущего времени» (газета «Анархия», 1918, №83); «Революция, уничтожая привычные вековые взаимоотношения, так же рушит предметный мир. Где больше точек соприкосновения с революцией – у Маяковского ли, правда, еще при царизме писавшего свою «Ходынку», столь близкую к АХРРу, или у нас, непосредственных участников этой революции?

Повторяю, АХРРу мы не враги, но пути наши различны: у них в основе «изобразительность», у нас – наука и сама жизнь» (Жизнь искусства, 1924, № 6); «…если посмотреть с точки зрения Востока, то она-то все то, что для западников обыкновенно, то для людей Востока становится необыкновенным, все обыкновенное обращается в Икону, ибо Восток иконный и есть, а Запад машина, предмет, сортир, утилитаризм, техника, и здесь завод и фабрики, это новый ад, из которого будут освобождены люди через новый образ, т.е. через нового Спаса. Этого Спаса я написал еще в 1909-10 году, он через Революцию Спасом стал, революция его знамя только, тезис, через который он стал синтезом, т.е. «Новым Спасом»… (Из письма Эль Лисицкому от 11 февраля 1925).

В контексте общего рассуждения весьма любопытна и фигура авангардиста Эль Лисицкого – друга Малевича, с коим последний сошелся в Витебске в Народном художественном училище Марка Шагала.

Эль Лисицкий впоследствии прославился как один из певцов достижений советской власти. Причем его фотоколлажи удивительным образом соотносятся с искусством Древнего Египта: гигантский фараон воздвигается над подданными – гигантский Сталин возвышается над страной.

Так вот Эль Лисицкому принадлежат следующие слова: «…И если сегодня коммунизм, поставивший владыкой труд, и супрематизм, выдвинувший квадрат творчества, идут вместе, то в дальнейшем движении коммунизм должен будет отстать, ибо супрематизм, охватив всю жизнь, выведет всех из владычества труда, владычества бьющегося сердца, освободит всех в творчестве и выведет мир к чистому действу совершенства. Это действие мы ждём от Казимира Малевича».
Tags: за все хорошее, искуствоведческое, не надо питать иллюзий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments