partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Categories:

Услуга не товар.

https://comprosvet.livejournal.com/1152241.html

Важной частью трудящихся по найму являются работники по найму на предприятиях по обслуживанию населения.

Рост доли занятых в "сфере услуг" в противоположность промышленности зачастую выдается за свидетельство "исчезновения пролетариата" (см., например: "Результатом становится фактическое исчезновение рабочего класса в том его понимании, какое вкладывали в это понятие К.Маркс и его последователи" у известного в России популяризатора теории "постиндустриального" общества Иноземцева).

В рассуждениях такого рода обычно смешивают производство потребительных стоимостей, которое и делит экономику на сектора по виду производимой потребительной стоимости - т.е. производство и обслуживание в их материальных формах, с производственными отношениями, возникающими при производстве и определяющими в конечном счете и классовое положение его участников.

Так, при разборе взглядов Адама Смита и последовавшей полемики между экономистами относительно производительных и непроизводительных работников Маркс пишет, что у Смита встречались как правильное, так и неправильное определение - правильное, определяющее производительный труд как покупаемый на капитал и увеличивающей его, и неправильное - смешивающее производство прибавочной стоимости с производством товаров в их натуральной форме [Spoiler (click to open)](что у Смита было пережитком взглядов меркантилистов, для которых производительным был труд, производящий экспортные товары для получения мировых денег - золота и серебра, и физиократов, считавших производительным лишь земледельческий труд, а производительность его измеряющие разницей между произведенным продуктом и потребляемым фермерами и их работниками - в натуральной форме).

Согласно Марксу же, ""Ибо потребительная стоимость рабочей силы для капиталиста как такового состоит не в ее действительной потребительной стоимости, не в полезности данного вида конкретного труда, не в том, что это труд прядильщика, ткача и т. д., — совершенно так же, как не интересует капиталиста потребительная стоимость продукта этого труда как таковая, так как продукт для него является товаром (и притом, до первого своего метаморфоза), а не предметом потребления. Капиталиста интересует в товаре только то, что товар обладает большей меновой стоимостью, чем капиталист за него заплатил, и таким образом потребительная стоимость труда для него состоит в том, что он получает обратно большее количество рабочего времени, чем то, которое он оплатил в форме заработной платы" (ПСС, т. 26.1, с. 138).

Говоря проще - для капиталиста не имеет значения, какие именно потребительные стоимости он производит - главное, чтобы создавалась прибавочная стоимость.

В соответствии с этим производительным является труд, покупаемый на капитал (даже если это труд актера или клоуна! - там же, с. 139), а непроизводительным - покупаемый на доход, когда покупателя интересует именно создаваемая трудом потребительная стоимость (даже если она вполне материальна).

Таким образом, непроизводительный, покупаемый на доход, труд при капитализме главным образом является пережитком докапиталистических отношений, а капиталистических - правилом.

Маркс отмечает, что изготовление одних и тех же по своей материальной форме котлет является производительным трудом, если кухарка готовит их для владельца ресторана (у которого покупают котлеты конечные потребители) и непроизводительным - если окупают сами конечные потребители. Напротив, "часть услуг, существующих в чистом виде, не принимающих предметной формы, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя этих услуг и не входящих составной частью в стоимость какого-нибудь товара, — может быть куплена на капитал (непосредственным покупателем труда), может возмещать свою собственную заработную плату и доставлять прибыль".

Таким образом, хотя работники таких крупных капиталистических предприятий, как Amazon или Alibaba (не говоря уже о тех же сетях общественного питания, вроде McDonalds), и причисляются статистикой к "работника сферы услуг", они также производят прибавочную стоимость для капиталистов, и отношения их с капиталистами являются столь же антагонистичными. Каковы же порядки в подобных фирмах - можно почитать, например, здесь, здесь и здесь.


Tags: Адам Смит и Кo, Капитализъм, Марксизм, УНТ-услуга не товар
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments