partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Category:

Черняково

Ну, теперь у меня есть чем третировать профессора антисоветчика, затесавшегося в мою родню.
А не только его сказки слушать про "молочные реки и кисельные берега" в Черняково, где его предки свыням хвосты крутили, у господ Сободковских.
Самые интересные факты, "секта хороших" не рассказывет из каждого утюга.(c)

http://brama.brestregion.com/nomer28/artic15.shtml

Адам Соботковский прослужил в селе Черняково Пружанского уезда больше 50 лет. Небольшая деревянная Черняковская Свято-Николаевская церковь была построена в 1725 году на средства помещика Станислава Юревича и его жены Бенедикты, как римско-католический костёл, который в 1864 году, после польского восстания, был переосвящён в православную церковь.
[Spoiler (click to open)]
В церкви тогда была чудотворная икона Божией Матери Черняковской. Адам Соботковский вёл церковную хронику с 1865 по 1915 год. В ней вот так описывается появление чудотворной иконы в 1700 или 1701 году:

У одного из крестьян ближайшей деревни Ляскович пропала пара волов. Долгое время бедняк-крестьянин блуждал по густому непроходимому лесу, ища своих кормильцев, наконец, ночью совершенно заблудился. Стараясь выбиться из лесу, попал на знакомую тропинку, случайно увидел он на одной из сосен свет; приблизившись, увидел на ней Икону Пресвятой Богородицы совместно с иконою Святителя и Чудотворца Николая и пяти Святителей, возле сосны этой паслась также потерянная пара волов. Возблагодарив Господа Бога за найденную потерю и помолившись перед иконою, крестьянин об этой необыкновенной чудно находке своим односельчанам. К этой-то явленной иконе, врубленной в сосну, вскоре стали стекаться с разных сторон - ближних и дальних - многочисленные толпы богопоклонников...

Со времени явления и пребывания на сосне образа, Пресвятая Матерь Божия несколько раз являлись во сне одному из крестьян дер. Ляскович, пребывавшему в тяжкой болезни, и при сем изъявили желание, чтобы на месте явления её образа была поставлена церковь. Крестьянин объявил о своём видении во сне владельцу сей местности помещику Юревичу, который поставил на месте явления иконы часовню, куда и перенесён был явленный образ. Когда же место это упомяновано было многочисленными чудесами исцелений страждущих и не душевнобольных, то помещик Юревич заложил на месте часовни церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.3


На чудотворной иконе изображены Пресвятая Богородица, святитель Николай, четыре московских святителя - Пётр, Алексей, Иона, Филипп и св. великомученица Варвара.

В 1864 году в Черняково было основано народное училище, которое располагалось в специально построенном доме. В 1866 году в нём обучалось 29 мальчиков и 3 девочки. Вначале отец Адам Соботковский был одновременно учителем и законоучителем, позднее только - законоучителем. В 1902 году в училище обучалось уже 59 мальчиков и 7 девочек.

Активная церковная и педагогическая деятельность отца Адама была отмечена в феврале 1905 года орденом св. Анны 3-й степени и 6 мая 1908 года - саном протоиерея. 25 мая 1908 года в Антопольской церкви Кобринского уезда священник был возведён в сан протоиерея епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым).

Летом 1915 года, во время наступления немецких войск, священник вместе с семьёй эвакуировался в Москву. Всё ценное в церкви было вывезено в Россию, а трёхпудовый колокол закопали в землю. В Москве Адам Игнатьевич Соботковский умер в 1917 году.

Николай Адамович Соботковский родился 21 мая 1865 года в селе Байки Пружанского уезда. Окончил Бяло-Подлясскую классическую гимназию в Седлецкой губернии и два курса медицинского Императорского Варшавского университета, а в 1891 году - Богословские курсы в Литовской духовной семинарии

Николай Адамович Соботковский был убеждённым русским монархистом, в частных разговорах высказывался за установлении монархии в Польше. Пружанский староста писал полесскому воеводе:
Пружанский уездный староста

Nr. III - 3 - Е
Пружаны, 19.01.1932 г.
Деятельность русских
эмигрантов на Полесье

Тайно
Пану Воеводе
в Брест н / Б

Обращаясь к моему отчёту от 3.12.1931 г. Nr. III - С, доношу, что в отчётный период наблюдал довольно интенсивную прорусскую деятельность, которую развернул православный священник прихода в Черняково Николай Соботковский, в чём ему помогали его дочь Лидия и сын Николай.

Вышеуказанная деятельность состояла в том, чтобы прихожане осознали себя русскими.

Св. Соботковский проводил агитацию в церкви во время проповеди, а также при каждой встрече с местными крестьянами.

Кроме того, 7 декабря прошлого года старался убедить несколько переписчиков населения, что местные жители русского происхождения, и поэтому в переписных листах надо записывать их национальность, как "русская".

Агитация Соботковского не имела тут большого успеха, так как только несколько крестьян во время переписи признались, что используют русский язык как родной.

За семьёй Соботковских тайно наблюдают.

Уездный староста Б. Буковский16


Кроме того, школьные уроки по Закону Божиему Николай Соботковский вёл исключительно на русском языке, конфликтовал с польскими учителями. Школьное начальство запретило ему преподавать в школе, обращались к властям с просьбой удаления отца Николая из Пружанского уезда. Полесский воевода Вацлав Костек-Бернацкий лишил священника польского гражданства.

Ещё раз отметим, что православные священники тогда подделывали метрики рождения призывников чаще не из материального интереса, а считали это видом борьбы с польской властью - ослаблением армии Польши.

Протоиерей Соботковский пытался доказать властям свою лояльность Польскому государства, отмечая в прошениях, что дал 200 злотых на народный заём, давал деньги на строительство школ, на польскую военизированную организацию Стрелецкий Союз, пожарную дружину, молодёжные кружки и другие благотворительные организации. Однако всё равно протоиерей был лишён польского гражданства и его выселили из Полесского воеводства. Он выехал в Варшаву и два года священствовал в городе Воломин возле столицы.

Отметим, что известный брестский врач-гинеколог Павел Король (1890-1939?) - бывший депутат польского парламента, один из лидеров русского движения в Польше. Можно предположить, что доктор вёл переговоры с отцом и сыном Соботковскими об активизации русского движения в Пружанском уезде, так как они возглавляли это движение на Пружанщине.

Как ни странно, летом 1936 года отца Николая даже назначили настоятелем Черняковского прихода. Возможно, что ему помог в этом доктор Павел Король, лечивший жену полесского воеводы. С 1 января 1942 по 11 ноября 1944 года протоиерей был благочинным Берёза-Картузского округа Украинской автокефальной православной церкви.

Умер протоиерей Николай Адамович Соботковский в 1947 году и похоронен возле Черняковской церкви, где он и его отец прослужили почти сто лет.

Николай Николаевич Соботковский родился 25 сентября 1896 года в селе Деревная Кобринского уезда. В 1911 году окончил Жировицкое духовное училище в 1911 году, затем четыре класса Литовской духовной семинарии. Однако его духовная карьера тогда не прельщала, и он ушёл из семинарии в 1915 году и поступил на юридический факультет Варшавского университета, где успел проучиться всего один курс. Учёбу прервала Первая мировая война. В июле 1916 года Николая мобилизовали армию, служил в лейб-гвардии Финляндском полку (там служили его двоюродный брат и дядя - полковой священник) в чине подпоручика, в 1918 году он был демобилизован в чине прапорщика, а сам гвардейский полк был в мае 1918 года расформирован. В одной из советских анкет Николай Соботковский указал, что служил в Красной гвардии в сержантском (унтер-офицерском?) составе. Тут он, наверняка, слукавил: царскую гвардию записал как Красная гвардия. Точно известно, что он служил офицером в Белой армии генерала Деникина.

После расформирования Финляндского полка его 27 офицеров, в том числе Николай Соботковский и Николай Михаловский, выехали на Дон, к ним примкнули также унтер-офицеры и рядовые. Была там проведена мобилизация, и к ним пришли новые люди. 3 июня 1918 года был возрождён лейб-гвардии Финляндский полк. Он вошёл в состав Донской армии, которая 8 января 1919 года перешла в оперативное подчинение Вооружённым силам юга России под командованием генерала Антона Деникина.

Лейб-гвардии Финляндский полк участвовал в наступлении Белой армии на Москву. За мужество в этих тяжёлых боях Николай Соботковский 10 ноября 1919 года был награждён орденом cв. Станислава 3-й степени. В начале 1920 года Донская армия была разгромлена на Северном Кавказе. Остатки полка были переправлены в Крым, где составили 2-ю роту во 2-м батальоне Сводного гвардейского пехотного полка армии генерала Врангеля. После разгрома белого движения Николай Соботковский оказался во Франции, откуда вернулся на родину - в Черняково, где занялся сельским хозяйством в фольварке своего отца и довольно успешно: в 1937 году в имении было 4 коня и 17 коров, не считая большого количества свиней и овец.

Николай Соботковский, как и его отец, был убеждённым русским монархистом. Активно участвовал в работе воеводского совета Русского Народного Объединения - политической партии, которая защищала интересы православного и русского населения Польши. Он возглавил Пружанское отделение этой партии, имел влияние среди православного духовенства и русского дворянства в Пружанском и Дрогичинском уездах.

7 июня 1927 года в Варшаве был убит советский посол Пётр Войков. По всей Польше после этого прошли аресты русских монархистов, в основном, бывших офицеров. Арестовали и Николая Соботковского, допросили, выяснили его непричастность к убийству и отпустили.

Во время Великой Отечественной войны Николай Соботковский продолжал заниматься сельским хозяйством, однако жить тогда на отдаленном хуторе было очень опасно: В 1944 году он жил уже в городке Дрогичин. Возможно, что помогал троюродным сёстрам Котовичам, которые жили недалеко в имении Чабаевка. С приходом Красной армии имение Черняково II было национализировано.[а что было с 1939 по 1941й????] Пришлось Николаю Соботковскому искать работу. С июля 1944 по 1 января 1947 года работал в военной части КЭЧ в Берёзовском районе. Можно предположить, что особисты узнали про его белогвардейское прошлое и уволили с работы, или часть была расформирована. Стал вопрос - как прокормить семью?

В 1947 году умер отец, и Черняковский приход освободился. Николай Соботковский вспомнил про свое духовное образование, 15 декабря 1947 года Архиепископ Минский и Белорусский Питирим20 рукоположил его в сан священника и назначил настоятелем Черняковской Свято-Николаевской церкви. В 1956 году сменил своего тестя, протоиерея Владимира Сорошкевича в должности настоятеля Ивановской церкви и переехал в небольшой районный центр Иваново (при поляках Янов возле Пинска). Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была в Иванове построена в 1901 году в псевдорусском стиле и стоит на центральной площади города. В конце 50-х годов началось хрущёвское наступление на религию. Атмосферу того времени показывает следующий документ из отчёта уполномоченного по делам Русской православной церкви за 1958 год:
Жалоба церковного совета Ивановской церкви (гор. пос. Иваново) на местную "администрацию", якобы препятствующую свободному отправлению религиозного культа в церкви от электросети в 1957 г. и установку на городском сквере против церкви громкоговорителя, в мае сего года проверял на месте. Как мною установлено на месте, подача такой жалобы в Минск и Москву церковным властям была инспирирована местной "матушкой" гр. Соботковской, и подписывал церковный староста малограмотный крестьянин. Ни отключение электроосвещения церкви из-за маломощности местной электростанции, ни установление на городском сквере, примерно в 50 метрах от церкви, громкоговорителя никак не могли служить препятствием для отправления в церкви богослужений, которые в абсолютном большинстве совершаются днём. Громкоговоритель с 12 до 16 часов ежедневно прекращает радиопередачи. И в беседе с настоятелем этой церкви (он же и благочинный) свящ. Соботковским Николаем по этому поводу последний подтвердил, что указанные в жалобе факты не могут быть препятствием к свободному отправлению церковных служб и о подобного рода жалобе он ничего не знал.21

Отец Николай в частных разговорах выражал недовольство церковной политикой советского государства. Уполномоченный по делам Русской православной церкви в отчёте за 1965 год пишет: "Некоторая часть духовенства выражает недовольство отстранением их из состава церковных Советов и переводом их на твёрдый оклад (Черкасевич - Мыщицы, Брестского р-на, Соботковский - г.п. Иваново и другие)".22

Николай Соботковский за короткое время сделал хорошую церковную карьеру: стал благочинным, протоиереем и митрофорным протоиереем. В 60-е годы были попытки закрыть Ивановский храм, однако прихожане вместе со своим настоятелем отстояли церковь.

Митрофорный протоиерей Николай Николаевич Соботковский умер в 1974 году в Иваново, похоронен на городском кладбище. Сейчас ученики Ивановской воскресной школы вместе с преподавателем Ксенией Георгиевной Фисенко ухаживают за могилой священника.

Будучи мужчиной в летах (старым холостяком), Николай Соботковский 16 января 1944 года венчался с дочерью митрофорного протоиерея Владимира Петровича Сорошкевича, который был интересной личностью. В 20-е годы ХХ века являлся одним из основателей и опекуном Пинской русской реальной гимназии, членом Полесской духовной консистории. В 1949 году митрофорного протоиерея арестовали и сослали в сталинские лагеря. После освобождения из лагерей Владимир Сорошкевич служил в Ивановской церкви, где его сменил зять Николай Соботковский.

Супруги Соботковские имели единственного сына. Николай Николаевич Соботковский (1944-1994) окончил Харьковский университет, работал преподавателем физики Брестского инженерно-строительного института (теперь технический университет), а с 1982 года - директором СШ № 23. Его жена Людмила Григорьевна Мерзликина (1944) работала преподавателем английского языка. Сейчас в Бресте живут две их дочери - Юлия и Оля.

Ольга Николаевна Соботковская (1970) окончила факультет психологии Минского педагогического института, потом - аспирантуру Национального института образования, преподавала психологию в Брестском техническом университете, теперь занимается частной психологической практикой. Юлия Николаевна Соботковская (1979) окончила экономический факультет Брестского технического университета, работает экономистом в частной фирме.

Лидия Николаевна Соботковская:Родилась 28 октября 1894 года в селе Деревная Кобринского уезда. Детские годы провела в селе при родителях. В августе 1905 года поступила в Виленское женское духовное училище, по окончанию которого в августе 1911 года вступила в 8-й [педагогический. - Авт.] класс Брестской женской гимназии. В августе 1912 года поступила на Варшавские высшие женские курсы, которые окончила в 1916 году. На осенней сессии 1916/17 школьного года сдала государственный экзамен комиссии упомянутых курсов в Ростове-на-Дону. В сентябре 1917 года поступила на высшие педагогические курсы при Московском учебном округе в Москве, которые окончила в июне 1918 года. С мая 1917 г. до конца июня 1921 г. работала канцелярским работником в дирекции Александровской железной дороги в Москве. С 1 октября 1921 г. до конца февраля 1922 г. работала учителем истории на вечерних курсах для взрослых, а также - в средней школе в Москве. В марте 1922 г. выехала в Польшу.

Уже в 1912 году Лидия Соботковская работала учительницей в Брестском первом двухклассном железнодорожном училище. После возвращения из эвакуации она пыталась в возрождённой Польше устроиться работать по специальности. Православным учителям тогда было почти невозможно устроиться работать в государственные учебные заведения. В Полесском воеводстве было всего три частных средних учебных заведения с русским языком преподавания: в Бресте, Пинске и Лунинце.

Три года Лидия Соботковская проработала учителем истории, географии и русского языка в пинской гимназии. После этого школьные власти не дали ей разрешения на дальнейшую работу в гимназии, ссылаясь на то, что Варшавские высшие женские курсы не дают ей право на преподавание в польских средних учебных заведениях. Очевидно, что главной причиной запрещения преподавать было то, что властям были известны русские националистические взгляды Лидии Соботковской. Она начала писать жалобы в различные инстанции вплоть до министра образования и добилась того, что 27 октября 1931 года по её вопросу в Варшаве был созван Высокий административный трибунал, который встал на сторону школьных властей.

Пришлось Лидии Соботковской вернуться к родителям в Черняково, где она помогала им в ведении хозяйства. Великая Отечественная война круто изменила её жизнь. Историк Наталья Дядичкина пишет: "После установления оккупационного режима, когда фронт продвинулся далеко на восток, у Больших Лесковичах [деревня соседняя с Черняково] была возобновлена работа школы. Поскольку на территории рейхскомиссариата "Украина" официальными государственными языками были объявлены немецкий и украинский языки. В лесковичской школе учительствовали Лидия Николаевна и Мария Николаевна Соботковские. Условия для учёбы были очень сложными: тетрадей и учебников не было, писать приходилось на обрывках обоев, однако же, учебный процесс позволял детям хоть на некоторое время отвлечься от страшной действительности и вернуться в мир потерянного детства. Лидия Николаевна и Мария Николаевна Соботковские преподавали на местном языке. Занятия начинались и оканчивались молитвой. Обучение в лесковичской школе продолжались до того времени, покуда Большие Лесковичи не вошли в партизанскую зону".25

Лидия и Маруся Соботковские остались без работы, поэтому сёстры, чтобы выжить, занялись торговлей. Они ездили, не боясь, по различным городам оккупированных территорий. В конце 1943 года их арестовали немцы, обвинив в спекуляции. Из тюрьмы сестёр вытащила, благодаря своим связям, учительница Татьяна Сорошкевич. После войны сёстры вернулись в Черняково, помогали отцу, а после его смерти брату-священнику Николаю, который принял Черняковский приход.

В 1954 году Лидия Соботковская Бобруйским епископом Митрофаном была назначена псаломщиком Черняковской церкви, помогала в служении своему брату. В 1956 году брат Николай Соботковский уехал служить в районный центр Иваново. Сёстрам жить одним в доме на хуторе было опасно и очень тяжело. Лидия Соботковская писала своёй тетё Варваре Михаловской: "Хата моя дырявая, везде течёт, соломенная крыша, очень дряхлая. Я свою хату называю "музейная древность"". Поэтому сестры купили квартиру в Иваново и в 1973 году переехали туда. Там Лидия Соботковская жила до своей смерти в 1978 году.

Мария Николаевна Соботковская родилась 7 февраля 1898 года, как брат и сестра, в селе Деревная Кобринского уезда. Окончила Виленское женское духовное училище, а затем - Московскую консерваторию по классу фортепьяно. В 1922 году вместе с сестрой Лидией вернулась из Москвы к отцу в Черняково. Потом Мария Соботковская выехала в Варшаву, где, наверно, жила за счёт частных уроков игры на фортепьяно.

После раздела Польши в 1939 году Мария Соботковская вернулась в Черняково, где собралась вся семья. Теперь её жизнь была связана с жизнью сестры Лидии. Конечно, культурным и образованным женщинам было тяжело жить на хуторе. Одно время Мария Соботковская работала псаломщиком Черняковской и Берёза-Картузской церквей. В 1973 году Мария вместе сестрой поселились в городке Иваново. Думается, что там она подрабатывала уроками музыками. У них дома было старинное пианино. Умерла Мария Николаевна Соботковская в 1982 году в Иваново, где и похоронена.

25 Дзядзічкіна Н. Малыя Лясковічы. Была такая вёска… - Брэст, 2015. - С. 408-409.
Tags: Белая Русь, Украина, Черняково, за все хорошее, за польским часом, историческое, не надо питать иллюзий, партизаны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments