partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

С праздником!

Оригинал взят у vbulahtin в С праздником!
Один из важнейших итогов победы СССР в Великую Отечественную и Второй мировой -- не только в том, что мы (в очередной раз) сохранились как страна, но и было сделано всё возможное, чтобы против нас не повторилось военной агрессии.

Мы до сих пор пользуемся плодами этой победы -- каждый русский, проживающий в России и вне её.

Это не всегда просто осознать -- но все эти фразы "они погибли, чтобы ты жил", «Здесь у Зайцевой Горы полегли 70 000 бойцов, чтобы ты смог дышать»... -- это не метафоры, не творческое преувеличение, не пропагандистская уловка, чтобы вдолбить в сознание значение главного русского праздника...

Чтобы крепче понять, чего стоило России её место в ряду других держав в 20-21 вв., у меня есть несколько заметок на тему "ООН_ты помнишь, как всё начиналось".

Если бы я готовил F.A.Q. (10-20 фактов) по ООН, я бы начал с интригующего: "отцы-основатели" ООН рассчитывал, что ООН сможет сохранить мир на планете хотя бы в течение 50 лет -- и мне кажется, что-то им удалось.

Я бы обязательно отметил, что будущий президент США в июне 1941 г., отвечая на вопрос о своем отношении к нападению Германии на СССР, сказал: «Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если будет побеждать Россия, мы должны помогать Германии. Надо дать им возможность убивать друг друга как можно больше, хотя я при любых условиях не хочу видеть победы Гитлера».

В начале лета 1945 г. президент записал в дневнике: "Каждый раз, когда мы в хороших отношениях с русскими, какой-нибудь идиотский умник на полпути вдруг нападает на них… Я не боюсь России. Они всегда были нашими друзьями, и я не вижу никаких причин, почему бы им всегда ими не быть".

Я бы сделал акцент на метаморфозу, которая произошла в конструкции проектов послевоенного устройства мира:
1. В августе 1941 года в момент принятия Атлантической хартии -- в послевоенном устройстве мира не было СССР в качестве одного из ключевых элементов -- но уже в ноябре 1941 года, в самое тяжелое для СССР время "команда Сталина" начинает упорный амбициозный проект по обретению права решающего голоса в мировой политике (Московская конференция трех держав)

2. Окончательно формат был "продавлен" "командой Сталина" на Ялтинской конференции
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/krim.htm

Одна из цитат Сталина:
"пока все мы живы, бояться нечего.
Мы не допустим опасных расхождений между нами.
Мы не позволим, чтобы имела место новая агрессия против какой-либо из наших стран.
Но пройдет 10 лет или, может быть, меньше, и мы исчезнем.
Придет новое поколение, которое не прошло через все то, что мы пережили, которое на многие вопросы, вероятно, будет смотреть иначе, чем мы.
Что будет тогда? Мы как будто бы задаемся целью обеспечить мир по крайней мере на 50 лет вперед.
Или, может быть, он, Сталин, думает так по своей наивности?"

Значит, СССР стремится к мировому господству? (Общий смех.)

3. Чтобы заставить принять точку зрения СССР, ежедневно миллионы человек в нашей стране просыпались с оружием в руках, а засыпало уже на тысячи и даже десятки тысяч меньше.
Ежедневно.
Если бы это было иначе, "команда Сталина" не смогла бы добиться успеха.

Черчилль и Рузвельт регулярно отправляли бы Сталину "красивые" письма, говорили бы и писали сотни чудесных слов -- подобные слова, наверное, сейчас говорят Порошенко и иже с ним, но никакого Совета Безопасности с участием СССР в качестве постоянного члена не было.
Поэтому все, кто сейчас призывает к реформированию СБ ООН, должен сначала посоветоваться с сотнями тысяч погибших советских граждан -- с каждого взять расписку с того света... а потом уже приниматься формулировать свои умные мысли.

Еще раз процитирую слова Сталина из протокола Ялтинской конференции:
"все конфликты, которые могут поступить на рассмотрение Совета Безопасности, подразделяются на две категории.
К первой категории относятся те споры, для разрешения которых требуется применение экономических, политических, военных или каких-либо других санкций.
Ко второй категории относятся те споры, которые могут быть урегулированы мирными средствами, без применения санкций. Правильно ли его понимание?
Рузвельт и Черчилль отвечают, что правильно".


Даже в те относительно суровые времена -- применение экономических санкций являлось не мирным (враждебным) действием

Именно эту модель действий, которая не относится к способам урегулирования мирными средствами, выбрали сейчас США и союзники по отношению к России.
=========
Атлантическая Хартия


Несколько слов про предысторию первой встречи Черчилля и Рузвельта 9 августа 1941 года

Черчилль (маркер мой):
"10 января [1941] ко мне на Даунинг-стрит явился господин с высочайшими полномочиями. Из Вашингтона были получены телеграммы, в которых указывалось, что он является ближайшим доверенным лицом и личным представителем президента... Так я встретился с Гарри Гопкинсом, этим необыкновенным человеком, который уже сыграл и должен был играть впредь большую, а подчас и решающую роль во всем ходе войны. В его хрупком и болезненном теле горела пылкая душа. Это был разрушающий маяк, который освещал своими лучами путь к гавани великим флотам.
... для меня было ясно, что это был посланник президента, миссия которого имела колоссальное значение для самого нашего существования.
С горящими глазами он тихо сказал:
«Президент твердо решил, что мы должны выиграть войну вместе. Не заблуждайтесь на этот счет. ... На свете нет таких вещей, которых он не сделает, если только это в пределах человеческих сил».

Он был самым верным и совершенным звеном связи между президентом и мной.
Но, что гораздо важнее, он в течение нескольких лет был главной опорой и вдохновителем самого Рузвельта.
Вместе эти два человека, один – подчиненный и не занимавший какого-либо официального поста, а другой – глава могучей республики, были способны принимать решения, имевшие важнейшее значение для всех стран, говорящих по-английски".

В июле президент Рузвельт принял важное решение. Он решил создать базу в Исландии. Была достигнута договоренность о том, что вооруженные силы Соединенных Штатов сменят находящийся там английский гарнизон. Американские войска прибыли в Исландию 7 июля, и этот остров был включен в систему обороны Западного полушария.
------------

В начале августа Гарри из Москвы уже вернулся и был с Черчиллем во время его движения навстречу Рузвельту:
Гарри Гопкинс выглядел совершенно измученным после своих длительных путешествий по воздуху и утомительных совещаний в Москве. Все же он был весел, как обычно, понемногу набирался сил во время нашего плавания и рассказывал мне о своей миссии.
---------------
В воскресенье утром 10 августа Рузвельт прибыл на линкор «Принс ов Уэлс» в сопровождении своих штабных офицеров и нескольких сот представителей личного состава военно-морского флота и морской пехоты Соединенных Штатов, чтобы присутствовать при богослужении на шканцах. Мы все восприняли это богослужение как чрезвычайно трогательное выражение единства веры двух наших народов, и никто из присутствовавших не забудет того зрелища, которое представляли собой этим солнечным утром переполненные людьми шканцы: кафедра символически задрапирована английским и американским флагами; американский и английский капелланы по очереди читают молитвы; высшие офицеры военно-морского флота, сухопутных войск и авиации Англии и Соединенных Штатов все выстроились позади президента и меня, тесные ряды английских и американских моряков совершенно смешались, те и другие пользуются одними молитвенниками и вместе горячо молятся и поют гимны, так хорошо знакомые всем им.

Атлантическая конференция «Riviera» между британским премьером У. Черчиллем и Президентом США Ф. Д. Рузвельтом, на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленд
1-ый важнейший шаг по формированию послевоенного устройства мира:






















Августовские события 1941 года в Атлантике стали прологом того, что в Википедии охарактеризовано так лаконично:
Текст "Декларации Объединенных Наций" был подготовлен президентом Франклином Рузвельтом, премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и помощником Рузвельта Гарри Гопкинсом во время встречи в Белом доме 29 декабря 1941.

Дальше нужно сделать торжественную паузу.
Потому что в Википедии сразу за первым предложением идет второе


В него были включены советские предложения.

Между июлем-августом 1941 года, когда состоялось фактически совещание военных штабов США и Британии, когда на карте кроме подлежащих разгрому стран Оси почти не осталось субъектов мировой политики, когда была сформулирована Атлантическая Хартия (один из основных программных документов антигитлеровской коалиции)...
https://en.wikipedia.org/wiki/Atlantic_Charter

и концом декабря 1941 произошли события, которые заставили переформулировать основы послевоенного устройства.
СССР провела успешную операцию в Иране
блицкриг Рейха провалился
7 ноября парад на Красной площади
5 декабря -- День воинской славы России -- начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году.
=========
Увидев, что СССР и Германия схватились в смертельной схватке (а количество участвующего в мясорубке на Восточном фронте вооружения было гораздо больше, чем в боях в западной части Европы + на Восток прибывают все новые и новые дивизии Вермахта и союзников), Британия и США начинают координировать собственные военные действия, чтобы в итоге разбить до основания врага (Германию).

Если в августе-декабре 1941 года, в список стран, которые должны определять миропорядок, кто-то предложил бы внести СССР, это предложение вызвало бы искреннее недоумение Черчилля и Рузвельта (и даже больше -- советчику намекнули бы, что роль СССР в будущем миропорядке сугубо факультативная (т.е. его может и не быть, и никто не расстроится), будущий миропорядок как раз и предполагал, что выскочек вроде Рейха и СССР необходимо урезонивать силами ведущих держав...

Само собой о какой-то определяющей роли СССР речи не шло.
В таких условиях была подписано Заявления Объединенных наций.

Осенью Британия и США очень многое пообещали СССР, но не торопились выполнять.

Сталин всё это прекрасно понимал, но даже его выдержки не хватило.
В письмах он несколько раз срывается, допускает эмоциональные высказывания, но после писем 3 и 13 сентября 1941 года понимает, что долбиться в закрытую дверь бессмысленно и отвечает лишь однажды на 6 (!) писем Черчилля.

Сталин сообщает о переговорах с Бивербруком и г. Гарриманом...
И какие там обороты:
"Что касается лорда Бивербрука, то он, действительно, сделал все для того, чтобы рассмотрение, а по возможности и решение уже в Москве самых неотложных вопросов, обсуждавшихся на Московской конференции трех держав"

Фанфары -- Сталин называет встречу с представителями Британии и США -- Московской конференцией трех держав -- умышленно противопоставляя её встрече Рузвельта и Черчилля в августе 1941.
"но и сделанная Московской конференцией работа обширна и значительна"
"не исчерпываются согласованными на конференции решениями, не говоря уже о том, что ряд вопросов отложен до окончательного рассмотрения и решения в Лондоне и Вашингтоне"

"я также выражаю уверенность, что, несмотря на все трудности, мы решим дело разгрома Гитлера в интересах наших свободолюбивых народов"

Про "конференцию" Сталин пишет отдельно Рузвельту:
3 октября 1941 года

не сомневаюсь, что Вами будет сделано все необходимое для того, чтобы обеспечить реализацию решений Московской конференции возможно скоро и полно, особенно ввиду того, что предзимние месяцы гитлеровцы наверняка постараются использовать для всяческого нажима на фронте против СССР.

Как и Вы, я не сомневаюсь в конечной победе над Гитлером стран, которые теперь объединяют свои усилия для того, чтобы ускорить ликвидацию кровавого гитлеризма, для чего Советский Союз приносит теперь столь большие и тяжелые жертвы.



ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА,
врученная Послом США г-ном Штейнгардтом
А. Я. Вышинскому 2 ноября 1941 года
В личном послании г-ну Сталину Президент Рузвельт заявляет:
1) Что он ознакомился с Протоколом Конференции Трех Держав в Москве и обсудил с членами американской миссии изложенные в нем данные;
...
6) Президент надеется, что Советское Правительство приложит особые усилия, чтобы продать Соединенным Штатам те товары и сырье, которые имеются в его распоряжении и в которых могут нуждаться Соединенные Штаты, причем выручка от поставок Соединенным Штатам будет зачисляться на счет Правительства Советского Союза;
7) Президент пользуется случаем, чтобы выразить Советскому Правительству благодарность за быстроту, с которой г-н Сталин и его коллеги провели Конференцию Трех Держав в Москве, и заверяет его, что постановления этой Конференции будут выполнены в максимальной степени;
8) Президент выражает надежду, что г-н Сталин не замедлит войти в контакт непосредственно с ним, если этого потребуют обстоятельства.

7 ноября 1941 Черчилль пишет:
"Чтобы внести в дела ясность и составить планы на будущее, я готов командировать генерала Уэйвелла, главнокомандующего в Индии, Персии и Ираке, для встречи с Вами в Москве, Куйбышеве, Тифлисе или в любом другом месте, где Вы будете находиться. Кроме этого, генерал Пэйджет, наш новый главнокомандующий, назначенный на Дальний Восток, прибудет вместе с генералом Уэйвеллом. Генерал Пэйджет руководил делами здесь, и он знаком с новейшими и авторитетными взглядами нашего верховного командования. Эти два офицера смогут точно обрисовать Вам наше положение, наши возможности и то, что мы считаем благоразумным. Они могут прибыть к Вам приблизительно через две недели. Хотите ли Вы встретиться с ними?
Мы сообщали Вам в моем послании от 6 сентября, что мы готовы объявить войну Финляндии. Прошу Вас, однако, обсудить, будет ли действительно целесообразно объявление Великобританией войны Финляндии, Венгрии и Румынии в настоящий момент...

С целью удержать Японию в спокойном состоянии мы отправляем в Индийский океан свой новейший линейный корабль «Принц Уэльский», который может настигнуть и уничтожить любой японский корабль, и создаем там мощную эскадру линейных кораблей. Я настоятельно прошу Президента Рузвельта увеличить свое давление на японцев и держать их в страхе с тем, чтобы не был блокирован владивостокский маршрут.".


Черчилль предлагает военных советников -- т.е. это некое разделение ответственности (и в какой-то мере ограничение суверенитета).

Стали отвечает мгновенно.
Это одно из самых длинных его писем с момента начал войны.
После парада на Красной площади в один из самых критических для СССР моментов Второй мировой Стали пишет (маркер и замечания мои):
8 ноября 1941:
"Я согласен с Вами, что нужно внести ясность, которой сейчас не существует во взаимоотношениях между СССР и Великобританией.
Эта неясность есть следствие двух обстоятельств: первое — не существует определенной договоренности между нашими странами о целях войны и о планах организации дела мира после войны; и второе — не существует договора между СССР и Великобританией о военной взаимопомощи в Европе против Гитлера.
Пока не будет договоренности по этим двум главным вопросам, не только не будет ясности в англо-советских взаимоотношениях, но, если говорить совершенно откровенно, не обеспечено и взаимное доверие.

[Сталин прямо указывает, что вся эта лирика, которой "кормит" его Черчилль -- это в пользу бедных, пока не будет Буквы, взаимных прав и обязанностей, разговаривать серьезно не имеет смысла.
Вопросы международной послевоенной организации Черчилль ни разу не поднимает в письмах, но Сталин моментально реагирует на упоминание Черчиллем Рузвельта и крейсера «Принц Уэльский», на котором состоялась первая встреча Рузвельта и Черчилля в августе 1941 (и была составлена Атлантическая Хартия]


Конечно, имеющаяся договоренность по вопросу о военном снабжении Советского Союза имеет большое положительное значение, но это не решает дела и далеко не исчерпывает вопроса о взаимоотношениях между нашими странами.
Если генерал Уэйвелл и генерал Пэйджет, о которых говорится в Вашем послании, приедут в Москву для заключения соглашений по указанным основным вопросам, то, разумеется, я готов с ними встретиться и рассмотреть эти вопросы.
Если же миссия названных генералов ограничивается делом информации и рассмотрения второстепенных вопросов, то я не вижу необходимости отрывать генералов от их дел и сам не смогу выделить время для таких бесед.

2. Относительно объявления войны Финляндии, Венгрии и Румынии со стороны Великобритании создалось, мне кажется, нетерпимое положение. Советское Правительство поставило этот вопрос перед Правительством Великобритании в секретном дипломатическом порядке. Неожиданно для СССР весь этот вопрос, начиная от обращения Советского Правительства к Правительству Великобритании вплоть до рассмотрения этого вопроса Правительством США, вынесен в печать и обсуждается в печати, дружественной и вражеской, вкривь и вкось. И после всего этого Правительство Великобритании заявляет о своем отрицательном отношении к нашему предложению. Для чего все это делается? Неужели для того, чтобы демонстрировать разлад между СССР и Великобританией?
3. Можете не сомневаться, что нами принимаются все меры к тому, чтобы поступающее из Англии в Архангельск вооружение своевременно доставлялось по месту назначения. То же будет сделано и в отношении Ирана. Нельзя, однако, не сказать, хотя это и мелочь, что танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят в разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде".

Это великолепное письмо И.Сталина + письмо о "московской конференции" можно считать третьим этапом формирования ООН -- когда к ничего не подозревающей двойке государств, США и Британии, громко постучались...

Черчилль смущенно отвечает:
Получено 22 ноября 1941 года
У. ЧЕРЧИЛЛЬ И. В. СТАЛИНУ *
"Весьма благодарен Вам за Ваше только что полученное послание. В самом начале войны я вступил с Президентом Рузвельтом в личную переписку, которая привела к установлению между нами весьма основательного взаимопонимания и часто помогала решать дела быстро. Моим единственным желанием является сотрудничество с Вами на таких же условиях дружбы и доверия..."

снова попытка перевести на эмоцию, но в итоге Черчилль вымучивает:

"Я вижу, что Вы желаете также обсудить послевоенную организацию мира. Наше намерение состоит в том, чтобы вести войну в союзе и в постоянной консультации с Вами при максимальном напряжении наших сил и сколько бы она ни продлилась. Когда война будет выиграна, в чем я уверен, мы ожидаем, что Советская Россия, Великобритания и США встретятся за столом конференции победы как три главных участника и как те, чьими действиями будет уничтожен нацизм. Естественно, первая задача будет состоять в том, чтобы помешать Германии и в особенности Пруссии напасть на нас в третий раз. Тот факт, что Россия является коммунистическим государством и что Британия и США не являются такими государствами и не намерены ими быть, не является каким-либо препятствием для составления нами хорошего плана обеспечения нашей взаимной безопасности и наших законных интересов. Министр Иностранных Дел сможет обсудить с Вами все эти вопросы.
Вполне возможно, что оборона Москвы и Ленинграда, так же как и блестящее сопротивление, оказываемое захватчику на всем русском фронте, нанесет смертельные раны внутренней структуре нацистского режима. Но мы не должны рассчитывать на такой очень счастливый исход, а должны просто продолжать наносить им удары изо всех сил".


23 ноября 1941 года
Сталин -- Рузвельту (на Рузвельта Сталин больше рассчитывал, чем на Черчилля)
"...обсуждение и принятие плана послевоенной организации мира должно исходить из того, чтобы помешать Германии и прежде всего Пруссии снова нарушить мир и ввергнуть снова народы в кровавую бойню.
Я согласен с Вами также в том, что различие в характере государственного строя СССР, с одной стороны, и Великобритании и США, с другой стороны, не должно и не может помешать нам в благоприятном решении коренных вопросов об обеспечении нашей взаимной безопасности и законных интересов"


(кстати, Гугл не знает о той самой первой Конференции Трех Держав, которая состоялась в октябре 1941 года
https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%85%20%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2
но именно она положила начало трехстороннему формату взаимоотношений, который стал определяющим в выработке условий послевоенного существования мира)



Tags: А вот все вместе русские, ВОВ, СССР, гордость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments