partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Ереси - 3.

Оригинал взят у oleg_nasobin в Ереси - 3.
Иудейский Храм в Иерусалиме представлял из себя огромную, прямоугольную  открытую площадь, обнесенную высокой стеной. Вдоль каждой из 4 стен тянулись крытые, широкие галереи. Примерно в центре площади располагалось здание Храма.

Вход на Площадь и в Храм не разрешался никому, кроме иудеев. Римляне проявляли респект к этому запрету, и потому наблюдали за всем происходящим на площади с Башни Антония, которая примыкала к ограде площади.

Вот, кстати, сегодняшняя "Стена Плача" в Иерусалиме это и есть остатки внешнего "забора" этой площади.

Так вот:  весь этот двор, или площадь, у евреев служили чем-то вроде дискуссионной площадки. Каждый иудей мог придти туда, и начать проповедовать что-нибудь, или, там, высказываться, спорить... Желающих было много, и они вещали одновременно, кто в галереях, кто прямо на площади. Норот ходил от одной кучки к другой, и слушал, (или не слушал). Само собой, проповедники и ораторы вещали по своему разумению, то есть, ересь.

Но это было нормальным для иудеев. В целом "вера" не страдала от плюрализма мнений.

Кстати, и рав Савл, (будущий "Апостол" Павел), ходил туда проповедовать. Но успеха молодой ученый равви не имел. Напротив, некий Стефан, последователь Апостола Иакова, как и сам Апостол Иаков своими речами привлекали слушателей, и это раздражало Савла. В конце концов он (Савл) из зависти  устроил скандал, голословно обвинил Стефана в богохульстве, и вместе с толпой убил его. (Перводиакона, Первомученника).  Подробнее об этом в сл. раз.  Здесь главная мысль псто в том, что догматизму было трудно прижится в таких открытых для дискуссий условиях.

Словом "ересь" как отрицательное понятие не существовало. Хотя, пример Самаритян, отторгнутых иудейским сообществом, все-таки указывает нам на то, что лимиты "свой-чужой" все-таки существовали, хотя и были крайне широкими.

Вот потому, исходя из вышеописанного плюрализма, появление каких-то "учителей" или новых религиозных кружков не не называлось "сектами", хотя по нашим, современным понятиям это именно "секты" и есть.

Одной из таких сект была группа, сложившаяся вокруг Учителя Иоанна, известного нам как "Иоанн Креститель". Он сам, и его последователи сформировали классический, так сказать, вариант секты. Но поскольку иудеи с сектантами в принципе не боролись, а "приглашали" их к дискуссиям, деятельность Иоанна никакого негативного батхерта ни у кого не вызывала.

Продолжение следует.

Tags: ереси
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments