partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Искусством по мозгам.

Оригинал взят у oleg_nasobin в Искусством по мозгам.
Продолжение.

Так вот, поскольку изобразительное искусство это выражение, маркер и, в какой-то степени, индикатор развития человеческой цивилизации, оно возникло вместе с человеком, и вместе с ним развивалось. Никакой привязки к теории эволюции Дарвина или диалектическому материализму в моих словах нет. Неважно, как возникла наша цивилизация (цивилизации) когда и где. Хоть с Сириуса прилетели, хоть в пробирках клонировались, хоть из обезьян вылупились - это не важно. Как возникли, так и начали рисовать, лепить, украшать.

Мы уже говорили вскользь о том, что вокруг искусства всегда расходится кругами ремесло. Скажем, удачно слепил ваятель барана. Этот баран всем нравится, и потому его начинают чеканить и отливать в золоте, рисовать в орнаментах... Фишка здесь в том, что безымянный оригинал будет утерян, а через 5000 лет археологи найдут золотых барашков - труд ремесленников, и выставят его в музей.  Произведение ли искусства это? Строго говоря нет, но мы с Вами не будем ханжами, и для простоты изложения и вообще восприятия этого моего текста, примем и этого древнего барана как "произведение искусства". То есть, мы не станем ковыряться в терминах, и когда я буду говорить об истории искусства, то вот таких барашков мы будем называть произведениями искусства, шедеврами и пр. Еще один яркий пример: вот египетская плита, на ней иероглифы и картинки. Все картинки по канону, ничего нового в них нет, но они так между собой сочетаются, так их размеры подогнаны, что интересно все это разбирать. Кто тут главный, кто кого чморит и зачем. Красота! Искусство? Ну опять же: и да и нет, но мы примем что "да". Из уважения к древности, и все такоэ.

Это была оговорка. Теперь к делу:

Произведения Изобразительного Искусства, сопровождая Человечество в его то ли развитии, то ли в поступательно-возвратном прогрессе/регрессе выполняли множество функций. Это вроде письменной речи: письмом мы можем обозначить "НЕ ВЛЕЗАЙ УБЪЕТ", написать стихи, донос, бухгалтерский отчет, молитву и пр. Точно так же многопланово  использовались и произведения изобразительного искусства. Они выполняли мемориальную, сакральную, вотивную, информативную, пропагандистскую, религиозную и пр. пр. функции.

Для выполнения многих из этих функций достаточно было овладеть языком устоявшихся форм: например, Египтяне: разворот плеч, две левые или две правые ступни, головы в профиль.  Чтобы выполнить многие функции этого хватит с лихвой. И такие устоявшиеся, однажды найденные формы "застывали" на тысячелетия.

Но, тем не менее, человек, художник стремился улучшить свое мастерство, и по капельке, по крошечке, а иногда и скачком, он овладевал приемами, которые приближали его... Куда? Приближали его к ПРИРОДЕ. На протяжении веков и тысячелетий у художников и скульпторов был в целом ясный критерий: чем ближе, чем более походит произведение искусства (персонаж) на созданный ПРИРОДОЙ (Богом) тем лучше.  (Историю развития мастерства ИИ можно почитать в любом учебнике по Истории Изобразительного Искусства).

Художники упрямо стремились к "сходству". Сходству своих произведений с моделями.  Правда, на протяжении истории человечества постоянно возникал вопрос "внешнего облика" человека и его "внутреннего" мира, или вернее, вопрос натуралистичности телесной и духовности персонажа.

Эти вопросы иногда входили в противоречия. Гляньте на иконы: это Византийская традиция, где лица Святых изображены условно, но с высокой степенью духовной экспрессии.

Случались вот такие девиации, но все-таки после паузы Человечество вновь выруливало на магистральную дорогу: чем ближе рукотворное изображение  к природе, тем лучше.

Вершины было две: первая во времена Праксителя и Апеллеса, потом яма, потом Возрождение, и наконец, первая половина 16 Века, и три имени как абсолютная верхняя точка многовекового курса на "реалистичность":  Леонардо, Микелянжело, Рафаель.

Продолжение следует.

Tags: искуствоведческое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments