partagenocce (partagenocce) wrote,
partagenocce
partagenocce

Искусством по мозгам.

Оригинал взят у oleg_nasobin в Искусством по мозгам.
Продолжение.

Итак, в результате накопленного эмпирического опыта, теоретических осмыслений и появления новых материалов, в 16 веке изобразительное искусство достигло своей вершины, если для его оценки применять критерии "учиться у природы".

Произведения этого периода мы узнаем по трем совершенным аспектам:

1. Рисунок,
2. Светотень
3. Интеллект

Леонардо Да Винчи поставил перед собой и решил сложнейшую задачу: с помощью внешности передать состояние "движение души" своего персонажа. Да Винчи категорически настаивал на том, что человек должен изображаться в движении. То есть, если говорить конкретно, его тело и лицо должны быть воспроизведены безупречно точно в смысле пропорций, но при этом в сложнейших ракурсах. Иначе говоря, если вы видите естественную фигуру человека, изображенную в комплексном движении, то это заслуга хорошего, или выдающегося рисунка.
Мастера 16 века оказались непревзойденными в нем.

Светотень - это искусство смоделировать иллюзию рельефа с помощью светлых и темных участков тел. Цвет - штука очень сложная, и потому владение этой техникой требовало солидной теоретической подготовки и высокого мастерства.

Интеллект: Ни один выдающийся (или уважающий себя мастер) не брался за кисти, если в его произведении отсутствовала интеллектуальная глубина.

Вот, как я уже сказал, мы достигли предела.

Вслед за Возрождением наступил Маньеризм. То есть, такой период, когда художники владели всем набором инструментов, добытых для них прошлыми поколениями, но злоупотребляли ими: если контрапост то слишком. Если шея - то слишком изящная, конечности длинные, рисунок слишком экспрессивный, тени и свет - Караваджо, а интеллектуальный смысл стал настолько насыщенным всякими эклектичными аллегориями, что трудно было все это прочитать и понять.  Словом, злоупотребляли пацаны, чего уж там.

На смену Маньеризму пришло Барокко, где ко всему еще прибавились вольности с цветом, манерность развилась, и потому в целом это все стало балансировать на грани китча, хотя, конечно, и в эту эпоху были великие произведения.

Однако, шкала хорошо/плохо оставалась прежней - произведения сравнивались с природой.

Возникли всевозможные правила, например, живопись разделилась (искусственно) на Высокий Жанр и Низкие Жанры...

Ну, короче, в 19 веке решать "хорошая картина" или "нехорошая" стали Художественные Академии, которые применяли к произведениям более или менее субъективно выбранные критерии из талмуда устоявшихся правил.

И так продолжалось до тех пор, пока "академики" не были посланы нахер хулиганами от искусства, сегодня известными под названием "импрессионисты".  Именно они сорвали резьбу, и котел разнесло в клочья. С этого момента, с конца 19 века, стало "можно" всё. Критерии "природа" "натура" "интеллект" рисунок, цвет, композиция - все это превратилось в факультатив. Хочу - применю, хочу - нет.

Продолжение следует.

Tags: искуствоведческое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments